"Карелия Трофи 2005"
6 - 16 августа 2005 г.
Мемуары Главного судьи
Поскольку в этом году трофи-рейд рассчитан был на 11 дней и проходил достаточно далеко от Петрозаводска - Медвежьегорский, Сегежский, Муезерский районы (первый СУ был почти в 300 км. от Птерозаводска), в первый день, 6 августа, никаких СУ не планировалось. После старта, по традиции, на пл. Кирова в 15.00 у Участников было свободное время, грубо говоря до старта СУ1, который запланирован на 9.00 7 августа. Поэтому все не спеша поехали по магазинам и собрались поздно вечером в Лагере 1 на берегу р. Сегежа.
На площади же оказалось, что приехало не так много народу как представляли себе Организаторы, да и сами участники с сожалением рассказывали, что вот он нашего клуба собиралось 10 машин, а вот приехали только 3 или даже 2. Квадрики тоже подвели - предварительно набиралось 9 штук, но народ испугался продолжительности - "Вот если бы на выходные скататься - тогда да!". В итоге зарегистрировалось всего 19 Участников на джипах, 2 квадроцикла и 1 "котлета". ("Котлета" - это прототип Мирона Шакира из Питера, просто мне так проще называть эту машину.) Зато техничек в этом году было заявлено аж 5 штук в том числе КАМАЗ "Киришака" - техничка "Котлеты". По поводу техничек - отдельная тема и ей было посвящено много споров у вечернего костра - пускать или запретить технички. Понятно что КТ не спортивное мероприятие и технички здесь возможно, действительно излишни, но с другой стороны они сильно упрощают жизнь экипажу - берут на себя перевозку шмурдяка, и запчастей, везут такие необходимые вещи как сварка и генератор. В этой ситуации возможно хорошим решением было бы - запретить "частные" технички Участников, а вместо этого укомплектовать одну большую техничку Организатора, в которой были все запчасти и инструменты для ремонта. В этом случае экипажи, которые не имеют возможности возить с собой техничку могли бы воспользоваться этой организаторской техничкой, а те экипажи, которые привыкли к своей собственной техничке - просто доукомплектуют организаторскую техничку своим "эксклюзивным" оборудованием и запчастями, если такие имеются. Сколько всё это будет стоить для Участников надо считать, но понятно что будет гораздо дешевле чем персональная техничка. Для тех, кому "общественный" вариант не подходит - всегда можно заявить ещё один боевой экипаж, который будет идти в общем зачёте, но по сути выполнять роль технички - как, например, в "Париж-Дакар".
Итак официальный старт был дан и Участники отправились в Лагерь 1. Мы же со своей судейской бригадой задержались в городе допоздна - всякие орг-вопросы, да и никто толком даже собраться то не успел.
В этом году организаторских машин было 4 штуки и 1 квадрик (мой). 1 КАМАЗ - бензовоз для всех Участников (поскольку заправок на маршруте всего 1), 1 УАЗ с водителем - специально для Судьбина, 1 НИВА "Склад" (Алексей Жураковский/Дмитрий Серёдкин) - первая судейская бригада, 1 Ниссан Патруль - вторая судейская бригада, я на квадрике для подстраховки. Патруль - главная судейская машина с бортовым № 01 - за рулём я (если квадрик в прицепе) или кто-то из населения Патруля, когда я на квадре. Население Патруля - Федя Клименко - технический директор трофи-рейда, Саня Волгин - судья, Григорий Данилов - врач трофи-рейда. Федя - мой самый старый друг, сейчас уже 7 лет живёт в Питере - в этом году сильно заинтересовался моим проектом, приехал помочь в технической и организаторской части - во время проведения занимался всем, в общем мой заместитель J Вообще спасибо всей судейской бригаде, благодаря им у меня в этом году появилось время хотя бы посмотреть, что происходит на СУ и пообщаться с народом вечером, а это очень важно для будущего КТ2006.
По дороге к 1 Лагерю у Патруля №01 отвалился рулевой наконечник - вывалился палец из самого наконечника - привязали проволочкой и приползли в лагерь в 3 ночи. У нас приключения начались ещё до старта J
Утро 7 августа было холодным и дождливым. Поскольку Патруль оказался недвижим (Григорий (врач) вызвал какого-то своего знакомого слесаря из Сегежи - 50 км. от Лагеря 1 и остался ждать помощи) я одел дождевой костюм "AXO", который мне в очередной раз привезли Маркизы из московского байкерского магазинчика, поблагодарил их про себя ещё раз и под проливным дождём помчался давать старт СУ1. НИВУ "Склад" - вторую судейскую бригаду отправил на финиш СУ1, который по Легенде одновременно являлся и стартом СУ2. На старт приехал ровно в 9.00 и обнаружил мокнущий под дождём народ, волнующийся перед первым стартом, но бодрый и в отличном настроении. Старт пришлось задержать ровно на 30 минут, поскольку многие не успели вовремя к Старту.
Вскоре с кем-то из участников приехали Федя и Саня - я отдал им стартовый протокол, а сам на квадре поехал на СУ. Как раз стартовала Котлета и я поехал прямо за ней. Меня беспокоило её участие в общем зачёте - это всё-таки прототип в чистом виде, и участие с джипами в зачёте могло внести смуту в ряды Участников. Я решил посмотреть что будет в первый день, а потом принять какое-то решение.
СУ1 было небольшое, с нормой времени 3 часа, начиналось узенькой петляющей лесной дорожкой, которая упиралась в болото со старой сгнившей уже гатью, а затем всё заканчивалось полностью сгнившем мостом через лесную речку со зловещем названием "Пропасть". За этим бывшим мостом дорога полностью терялась и Легенда указывала, что надо двигаться вдоль русла реки до точки финиша, которая была на удалении всего 1 км.
Вообще сразу хочу сказать, что это лето выдалось на редкость засушливым - высохли даже самые зловещие и непроходимые болота - на разведке местные не верили, что я по их знаменитому болоту в шлёпанцах прошёл J. Так что и это болото с гатью было сухим, но если съехать с гати, мох очень мягкий и колесо проваливается и начинает копать. Речка через которую сгнивший мост тоже сильно обмелела и провалившийся мост раньше был затоплен, а теперь вылез на поверхность полностью.
Оказалось что даже мне на квадре (я умею быстро ездить по лесным дорожкам J) стоило некоторых усилий не отрываться от Котлеты. Так мы и пролетели вместе пару застрявших на болоте машин, которые съехали с гати и упёрлись в сгнивший мост. Оказалось что хотя мост и провалился но через него ещё можно ехать - что Котлета и сделала первой - проехав по мосту, уже в самом конце она соскочила с трухлявых брёвен и, проломав сгнивший настил, повисла на мостах. За ней по мосту поехал УАЗ №38 ("Перцы") - и вот здесь эти ребята сразу мне запомнились смелым и красивым манёвром. Штурман ("Шрек") быстро осмотревшись, махнул пилоту ("Перец") и крикнул - "Ходом!" Переехав почти всю речку по остаткам моста, в самом конце, не доезжая до сидевшей Котлеты, они решили ходом уйти с моста на право - на высохший берег. Высота от берега до моста в том месте была примерно 1 метр. Проломив несколько трухлявых брёвен, УАЗ спрыгнул с моста на вязкий берег, 36 Саймекс капнул грязи немного и они уже впереди всех!
Борьба на СУ1 получилась действительно напряжённой - ещё свежий народ принялся бодро штурмовать мост по примеру Перцев и ломиться дальше. И никто не обратил внимание на слова в Легенде - "Двигаться вдоль реки по берегу…", так что как ехали прямо, так и попёрлись дальше прямо через болото! А поперёк движения на болоте оказались мелиоративные канавы каждые 100 метров, что прибавило ещё пущего азарта в борьбу - Участники застревали в этих канавах, перегоняли друг друга, опять застревали в следующей… В общем на финише потом хвастались кто больше канав перепрыгнул, прежде чем поняли, что едут мимо финиша. В общем, победил тот кто первым сообразил, что канавы это конечно весело, но надо бы и финишировать J Ну, видимо, истосковался народ по бездорожью.
Первой на финише показалась Котлета. Посмеялись про канавы, пообщались немного, затем Мирон вдруг попросил - "Ты поставь меня последним на старте - я не пойду в общем зачёте, а то народ уже косо смотрит J" Ну вот и решилась проблема сама собой. Так они и ехали - в финишных протоколах строчку занимали в соответствии с результатом, но баллов им не начислялось. Так что народ мог посмотреть - "сделал" он Котлету сегодня или она его - это в общем то интересовало только Пашу Трухляева J. А Мирон оказался очень компанейским мужиком, несмотря на охрану за его спиной J На дне отдыха за общим столом пел собственные песни - реально очень даже. И вся их команда "Киришака" оставила у всех хорошее впечатление, грустно было прощаться раньше времени с ребятами, но об этом позже.
Погода наладилась, вылезло солнце и мне пришлось снять свой дождевой прикид, чтобы не вспотеть. Народ прибывал с СУ весёлый и довольный - я выдохнул - кажется всё ОК и начало КТ05 получилось как и должно быть - ярким и интересным. Ну это только разминка, а вот теперь СУ2 - классический СУ для Карелия Трофи - никаких коридоров, ограничений и предписаний - есть точка старта, есть точка финиша и вперёд! Норма времени - 6 часов. Я отправил НИВУ "Склад" на финиш СУ2, оставил Федю и Саню давать старт, а сам помчался обратно в Лагерь 1 к Грише и Патрулю.
Пока ремонтировали Патруль да собирались, на финише мы оказались уже после 9 вечера, когда все уже финишировали и столпились на лесной дороге, горячо обсуждая что с ними произошло на этом СУ. Кто-то активно общался по рации со сломавшимся на СУ товарищем, кто-то размахивая реками во всех красках рассказывал как он штурмовали речку, что-то готовил кипяточек на горелке - в общем радующее взгляд организатора зрелище - Участники после удачного СУ. Этот СУ однозначно понравился всем, правда некоторые говорили, что вот если бы ты, Ден, повесил коридор там где мы проехали - вот это было бы развлечение - там такое было, просто п…дец! Ну зачем же - я отвечаю - ты вот иди послушай где Маркизы были - они тоже весело ехали, или Лёва на Хайлаксе как проехали - там у них целый внедорожный маршрут получился, а Володя - штурман Мирона с Котлеты вообще хочет мне свой трек скинуть - говорит там готовая трасса для ЧР.
Вот и реализовалась моя идея - каждый экипаж сам выбрал себе маршрут и пробивался к финишу исходя из собственного опыта ориентирования, разведки местности, возможностей автомобиля и желания поколбаситься. Кого ни спроси - каждый нашёл для себя интересный маршрут к финишу - кто-то шёл по прямой на точку, кто-то метался по тупиковым лесным дорожкам в поисках проезда (которого не было J), кто-то руководствовался принципом "прямо 6, кругом 4" (или как там J)… Реальное приключение - для каждого экипажа. Но подготовить такой СУ гораздо сложнее, чем обычный коридор - это я думаю понятно - найти такой район без прямого проезда, разведка целого района всего лишь под один СУ, последующая эвакуация не с одной известной трассы а чёрт знает откуда…
А эвакуацией, как всегда в наших рейдах, занимался Володя Кульнев на Unimog. Штурманом и помощником у него в этот раз был знаменитый Самоделкин - Алексей Соловьёв. Многие Участники, я думаю, могут сказать этой команде спасателей спасибо! Вот им то и пришлось оставаться и вытаскивать "Бобра" - буханку, у которой в процессе "грамотной" замены колхозов на военные мосты не поменяли карданы, а штатные оказались длиннее и толкали коробку при работе подвески. В итоге включились одновременно две передачи и коробку заклинило. Ещё потерялся УАЗик с позывным "Василич" - неопытный экипаж из славного города Ярославль, с опытным байдарочником Александром Шелышей за рулём и 19-летним штурманом Леонидом Ефимовым. Ситуация осложнялась тем, что навигатора у них не было, а рация работала с перебоями. Их место нахождения пришлось прогнозировать, использую рассказы Участников, которые могли дать координаты, где они их в последний раз видели и краткими сеансами связи, в которых можно было дать рекомендации потерявшемуся экипажу - куда им двигаться дальше.
В следующем Лагере 2 мы должны были провести 2 ночи - с 7 на 8 и с 8 на 9, поскольку СУ3, запланированный на 8 августа находился в 2-х км. от лагеря. Поэтому было решено на поиски Василича отправить "Склад" и УАЗ, в котором ехал Судьбин, а Унимог остался вытаскивать "Бобра" - у них было 2 дня на эвакуацию. Ну а отремонтированный на скорую руку Патруль и я на квадре отправились в Лагерь 2 на песчаный берег оз. Елмозеро.
Этот лагерь запомнился всем - палатки прямо на берегу, песчаный пляж, постоянно солнце, тёплая вода и 2 дня в этом раю!
8 августа 12.00 - как было прописано в Легенде, брифинг перед стартом СУ3.
СУ3 особенный. КТ вообще ведь не обычный трофи-рейд, её фирменный стиль - неожиданные задания, красивые лагеря и яркие спецучастки. Лагерь - отменный, теперь пришло время запоминающемуся спецучастку.
СУ3 имело название самого трофи-рейда - "Карелия". А задача была - забраться на вершину скалы. Машины Участников были выстроены в ряд на болоте перед скалой и был дан одновременный старт. СУ было организовано так (никакой информации в Легенде не было), что никакой разведки до старта быть не могло - стартовав синхронно экипажам предстояло выбраться из этого болота и найти путь на вершину скалы, причём никаких вспомогательных точек у них не было, даже точки финиша - финиш определялся только визуально - большой костёр на вершине скалы! Вот такая фирменная фишка КТ.
Яркое солнце, жара, мы сидим на вершине скалы и наблюдаем как у подножья носятся джипы в поисках подъёма - в лоб штурмовать эту скалу было невозможно - со стороны болота она представляла сплошную отвесную стену, высотой с 5-этажный дом! Соответственно нужно было искать объезды и штурмовать гору с другой стороны. Как и задумывалось Организаторами - каждый пошёл по собственному пути - кто-то слева, кто-то справа, кто-то напролом, ломая деревья, кто-то с предварительной разведкой, тщательно пропиливаясь. Первым на вершину взобрался Петрозаводский Хайлакс № 33 Льва Колмовского, штурман - опытный "следопыт" Давыдов Виталий.
Виталий потом сказал - "Какой кайф был - эти 15 минут одни на вершине горы!" - это он имел в виду сидеть на вершине, пить пиво и смотреть как соперники пытаются к тебе забраться - действительно чертовски приятное чувство, наверное J
Следом за Хайлаксом прилетела, ломая всё на своём пути и чуть не сделав уши на финише, Котлета. Если Хайлакс поднялся по левому склону, то Котлета прошла по правому, а за ней естественно погнался Паша Трухляев и квадрики. Остальные экипажи пошли по пути Хайлакса.
Квадрики здесь тоже отличились - Алексей Музыченко на Хонде сделал сальто через задние колёса - перевёрнутый квадрик с удовольствием пофотографировали, затем перевернули обратно и таки финишировали.
В среднем экипажам потребовался 1 час чтобы забраться на гору, но эмоций было хоть отбавляй! Солнце шпарило как на юге и все довольные отправились в лагерь - купаться и отдыхать. КТ05 только началось, а уже есть темы для бурных обсуждений перед вечерними кострами J
Вечером Володя - штурман из Котлеты заварил нам рулевой наконечник (а сделали вот что - вскрыли его крышку и вставили палец из УАЗовского наконечника - к счастью у него оказался такой же конус, но нижняя его часть была толще и не вываливалась из изношенного ниссановского корпуса. Володя просто обратно приварил к корпусу крышку снизу и получился почти рабочий рулевой наконечник.), так что Патруль стал снова на ходу.
Утро 9 августа выдалось тёплым и солнечным. Я, по обыкновению, заварил натуральный кофе в котелке и позавтракав в компании Феди, Гриши, Сани, Андрея Судьбина и радушных "хозяев" - Николая "Мусы" Сорокина и Татьяны Коростелёвой начал собираться в дорогу - надо давать старт СУ4. Ох, как же неохота влезать в треккинговые ботинки, после 2-х дней ходьбы босиком по тёплому песочку!
Пояснение по поводу Мусы и почему "хозяева". Вспоминая прошлый год, когда я носился с утра открывая СУ, вечером закрывая СУ, в лагерь приезжал поздно ночью, а уезжал первым и не было времени ни поставить палатку, ни поесть нормально - питался у кого что найду, о приготовлении еды даже и думать было некогда! В этом году я кинул клич - кто хочет поехать на Карелию "поваром" для Организаторов. Муса вовремя откликнулся и надо сказать - судейской бригаде, да и всему трофи-рейду (Муса приготовил шашлыки и плов для всех во время дня отдыха!) чертовски повезло с такими "хозяевами". Спасибо ещё раз и Николаю и Татьяне - всё было просто замечательно! Я надеюсь, что они тоже не пожалели, что поехали в таком качестве, хотя конечно забот у них было предостаточно. Зато 12-летний Фрол Сорокин - сын Николая самостоятельно катался на моём квадре, как мне рассказал потом Коля - это для него было самое яркое впечатление за весь трофи-рейд! J
Вторая судейская бригада "Склад", Унимог и УАЗ Судьбина всё ещё искали Василича, так что Судьбина я посадил в Патруль, благо что он большой и длинный (Патруль в смысле). Итак я помчался давать старт СУ4, а Патруль со всем его населением отправил на финиш. Андрею Судьбину рассказал что есть место для съёмки - каменистый брод в километре от финиша и рассказал как до него добраться.
На старт СУ4 вышел весь действующий состав трофи-рейда, даже Бобёр успел - ему в болоте под руководством Лёхи Самоделкина из Унимога передвинули назад задний мост, чтобы карданы не толкали коробку! Погода была просто превосходная я стоял в тенёчке на старте и смотрел как стартуют Участники, ко мне подъехали двое на квадрах - Алексей Музыченко и Алексей "Дрёма" Лидский, поговорили, они и предложили - а поехали с нами через СУ! Я подумал, а что, действительно, у меня все судьи на местах, мне делать щас нечего, а проехать по СУ и посмотерть свой собственный спектакль не из-за кулис, а нормально - из первого ряда - очень полезно и жутко увлекательно! И я поехал. Если вспоминать всю подготовку, всё что предшаствовало трофи-рейду да и сам трофи-рейд - пожалуй, это был самый счастливый день J
СУ4 был самым длинным - 15 км. и по общему мнению самым интересным - что меня очень порадовало - я тоже всегда делаю ставки на длинные СУ в которых есть все внедорожные прелести. К сожалению в этом году не нашлось таких, кроме этого, но общий настрой - что типа, нам бы 20 км и норму времени 36 часов как в рошлом году - очень грел мою душу, значит в правильном направлени двигаюсь! СУ начинался очень кривой лесовозной лесной дорогой, из которой торчали камни, а после того как пой ней лет 10 назад по весне проехало что-то невообразимых размеров с неизмеримым клиренсом она стала ну совсем "неровной". Надо отметить, что уже сразу после старта эта дорога была не единственной, ведущей в нужном направлении - были и параллельные лесовозные ветки, которыми некоторые и воспользовались. Но в любом случае все эти дорожки сходились к одному зимнику, который даже в это засушливое лето был влажным и многие там хорошенько поколбасились. Проезжая на квадре мимо сидящего УАЗа №19 на 36 Саймексах с Алямовской Еленой за рулём, я плюхнулся в разрытую колею дал газ и раскидав 4-мя колёсами мокрый болотный торф… повис на брюхе. Слез с квадра и с удовольствием оглядел заляпанный грязью квадр, лебедящиеся радом машины Участников, бегающих штурманов, остановил взгляд на Елене - она улыбнулась и сказала, что передо мной здесь уже один квадрик сидел. Это ещё больше подняло моё настроение и пожелав ей удачи, я раскачал квадр и он шустро выпрыгнул из засады. Вскоре я догнал основную колонну - 2-х петрозаводских Хайлаксов, Маркизов, Перцев, за ними не спеша ехали и квадрики. Так мы и ехали - наблюдая за борьбой джипов.
Вообще в этом году я планировал сделать специальный зачёт для ATV, но поскольку участники таяли на глазах, а в итоге остались всего эти 2-е, то соревноваться между собой уже не имело смысла и они придумали себе другую задачу. Провести эти 9 боевых дней трофи в полной автономии! На своих 2-х квадрах они везли весь шмурдяк - палатку, компрессор, одежду, еду и конечно же выпивку - интересный эксперимент! Особенно прикольно было, когда мы решили пообедать прямо в том самом броду перед финишем, куда я послал Судьбина. Мы поставили 3 наших квадра вплотную друг к другу прямо в речке, и на багажнике среднего организовался стол, а на крайних сидячие места. У ребят реально было всё - они достали газовую горелку вскипятили воды, открыли консервы, нарезали колбаски, достали сырку, ну и конечно была у них фляжечка - офигенно перекусили! И вообще спасибо им за этот день - так приятно в компании ездить по лесу на квадрах, особенно когда вокруг кипит борьба и можно смотреть что где происходит!
А происходило вот что. Чтобы финишировать нужно было попасть точно между 2-х озёр на тот самый брод - там шла какая-то старая, то ли деревенская, то ли лесовозная дорога. Естественно сразу на неё никто не попал - сначала все друг за другом, по чужим следам совершили осмотр соседних сенокосов на берегу этого озера, а только потом стали искать правильное направление.
Кстати двигаясь вместе с Хайлаксами мы вдруг в середине этого СУ встретили белую НИВУ из Выборгского клуба автомобильного туризма "Лось". Экипаж - Горин Виталий и Орлиевская Наталья - "Любители экстрима из Выборга" - как они себя сами отрекомендовали. Они вырвали шпильку из раздатки, как водится у НИВ, а мы в который раз удивились - там Хайлаксам то непросто приходилось по бурелому ехать, Володя Терентьев на Хайлаксе № 17 только вот сошку рулевую поменял прямой на СУ - на камень налетел, а тут НИВА впереди нас! Вообще и дальше эта НИВА не раз удивляла весь трофи-рейд, главным образом упорством экипажа ну и ехали они конечно же очень хорошо - на сколько позволяла машина. Эту НИВУ как-то назвали даже "талисманом" трофи-рейда, поскольку обычно каждый финиширующий интересовался - "а как там белая НИВА?" или вздыхал - "и как там эта белая НИВА проедет…", в общем беспокоились за них все, но зря - ребята отлично ехали и оказались даже в 10-ке по итогам всех СУ, если бы не поломки, но с НИВАми так всегда.
Сергей - про эту НИВУ из Выборга надо обязательно написать - это будет политически выгодно - дружба между клубами, экстремальный автотуризм, КТ - доступна для всех желающих и т.п. ну ты понимаешь. J
А вот что они мне писали с карточках Участника, которые раздавались судьями на старте каждого СУ, для отметок "Гамбургского счёта":
СУ1. "На этом СУ мы даже ни с кем не общались - все были заняты, каждый в своей канаве. Их было как раз по количеству участников."
СУ3. "На СУ мы опять ни с кем не общались и даже ни кого не встретили, т.к. ехали лесом. Только один человек нам встретился на пути - это судья, который нам сказал, что мы уже опоздали на финиш."
СУ4. "Подготовиться к этому СУ нам помогла "котлетная" сварка. А на СУ опять же спасибо Котлете - она оставляла за собой неизгладимый след. Нашей нивкой "Коровкой" мы бы ни за что не свалили столько леса. И после финиша нам опять помог отремонтироваться Вова из Котлеты."
Итак, финиш СУ4. Всем всё опять очень понравилось, Перец №38 даже написал в "Карточке Участника" - "Спасибо Дену за отличный маршрут. Очень понравился". Все сошлись во мнении, что здесь главную роль играла навигация и ориентирование. Засадных мест было немного - всего пара болотинок и тот зимник в начале, а основная сложность - это найти дорогу, причём правильную. Я сам видел как часто получалось - едут, едут, вроде по дороге, сильно заросшей, но дороге, ломают лес, а потом понимают что они уже просто в тайгу упёрлись и попробуй там развернись - сзади на тебя торчит поваленный тобой лес, и вперёд уже не проехать - ох уж там штурманы избегались в поисках дороги, а потом она оказалась не совсем та… Ну я там просто тащился глядя на своё детище (в смысле СУ) в действии, а потом выслушивая восторги Участников по этому поводу! Вот ради этого и бродишь неделями по лесам выискивая интересные маршруты, и хорошо когда люди замечают твой труд и получают от этого всего удовольствие - правильные Участники на Карелию едут - вот он главный кайф!
В Лагерь 3 на берегу озера Чиасъярви поздно вечером приехали "Склад" и найденный Василич, чему все были рады и ещё раз налили по этому случаю…
На утро 10 августа был запланирован длинный перегон до старта СУ5 - порядка 150 км. по грунтовкам. Надо сказать что асфальта на КТ05 не было вообще - то есть это в некоем роде экспедиция получилась, если взглянуть на весь маршрут целиком. Даже объезды для техничек обычно сопровождались личными подвигами экипажей этих самых техничек - начали даже шутить, что это не объезды, а СУ для техничек и можно вводить отдельную зачётную группу. Старт СУ5 состоялся в 15.00, но поскольку СУ был очень коротким и не очень сложным, в этот день успели проехать и второй запланированный СУ6, который тоже особых трудностей не вызвал.
Финиш СУ6 находился прямо на "центральном" пляже посёлка "Лендеры" и после финиша джиперы по обыкновению поставили на уши весь посёлок, совершая набеги на магазины, в которых скоро кончилось пиво и хлеб.
11 августа - приближается день отдыха, остался один СУ и потом можно будет наконец то выспаться! Хорошо бы ещё, чтобы с погодой повезло, а то последняя ночь была уж очень холодной, да и утро - с дождём и ветром - всё-таки осень в Карелии наступает всегда неожиданно и рано. С утра я замерз, поэтому в этот раз оделся "на все случаи жизни" - штаны от "AXO", пуховик и перчатки и ощутил тепло и полный комфорт :) Парни уже собрали вещи и Патруль тоже был готов к выезду - я проводил их до точки старта, а сам отправился догонять УАЗик с Судьбиным, который я отправил на финиш - там можно было поснимать брод.
СУ7 представлял собой старую дорогу, проходящую точно вдоль ж/д полотна от станции "Лендеры" до станции "Мотко". Когда-то давным-давно этой дорогой активно пользовались - сохранились старинные гати, сооружённые в разные времена, но сейчас она уже давно в запустении и даже линии электропередач, когда то сооружённые вдоль неё, давно упали и поперёк дороги частенько образовывались "заборы" из проволоки. Дорога эта пользуется у местного населения особым "уважением" - вроде бы это самый короткий путь из одной деревни в другую, однако пройти по нему может лишь отважный и то не в любой год J, потому как дорога идёт по низине и все гати под водой и не дай Бог съехать с этих гатей… А заканчивается она совершенно сгнившим мостом.
Не доехав до финиша метров 100 навстречу нам вылетел УАЗик Маркизов - радостные и разгорячённые они рассказали, что на броду щас такая битва - Паша Трухляев бодается с Котлетой! Приняв у Маркизов финиш мы скорее проломились к броду и перед нами предстало такое зрелище:
К броду основная группа подъехала почти одновременно, только Маркизы сумели вырваться вперёд и, найдя оптимальную траекторию, быстро преодолели брод и финишировали. Остальные же, не желая уступать сопернику ни минуты, дружно плюхнулись в речку, а выезд (которым и воспользовались Маркизы) оказался один. Паша Трухляев первым занял выгодную позицию на выезде, Котлета, шедшая следом, билась рядом, пытаясь выбраться на берег первой, но неудачно - отломили сошку рулевого редуктора. Ну что же - не повезло, хотя битва была красивой! Следом за Маркизами и Пашей тем же путём друг за другом на берег выбрались и остальные Участники.
Наверное, нельзя сказать, что этот СУ был особенно ярким, однако добавил новую тему для обсуждений - внедорожные ралли-рейды, потому как получился скоростным J Инне Мартьяновой оказывается очень нравится гонять по бездорожью, о чём она сама и не догадывалась. "Это здорово ехать быстро! Надо попробовать сделать гонки на скорость, но не по грунтовкам, а по бездорожью - это тоже очень интересно!" Ей тут же предложили пойти в ралли.
Лагерь 5 на берегу озера Соймиярви, где предстояло провести день отдыха, по общим оценкам был лучшим местом на Земле. Пусть здесь не было такого шикарного песчаного пляжа как в Лагере 2, но не беда, тем более что погода уже не так располагала к купанию как пару дней назад, зато уж больно уютно здесь было и по домашнему как-то.
Жизнь трофи-рейда уже вошла в размеренное русло, никто никуда не торопился, всё шло своим чередом, а завтра предстоял день отдыха… Этот вечер в лагере был пожалуй самым душевным и "тёплым" - у общего стола собрались все - и питерцы и москвичи и петрозаводчане, одни подходили, другие на время уходили, затем возвращались снова и конечно не с пустыми руками J Много пели - "Вот видишь, почему гитара была в писке самых важных вещей!" - говорил я Феде.
12 августа - день отдыха. Я встал очень поздно, даже не помню во сколько - единственный шанс выспаться. Не помню и первые часы после того как встал J Помню, что народ поехал смотреть СУ8 - так советовали в Легенде и в заброшенную деревню Остров - тоже значилось в Легенде. Я специально написал в Легенде эти рекомендации, что бы было чем заняться и не ошибся! Самое удивительное, что эта "экскурсия" в деревню Остров многим понравилась больше чем СУ! Народ там увлечённо и самоотверженно поколбасился в своё удовольствие на старой заболоченной дороге. Пробились-таки к одному единственному развалившемуся дому и под вечер довольные вернулись в лагерь. Нравится народу туризм и экспедиция - определённо нравится! Конечно "спортсменам" это не нравится - но они туда и не поехали - у них хватало проблем с ремонтом и с осмотром трассы СУ8.
А СУ8 был той самой изюминкой, которая есть в каждой КТ. В 2005 году - это была река "Мотко". Идея проехать по руслу реки родилась уже давно - были СУ со смещённым бродом - когда съезд здесь, а выезд на берег в 100 метрах ниже по течению, например. Лето было засушливым и я каждый раз возвращался к этой идее. Первоначально я нашёл кусок реки (другой реки) между 2-мя мостами - примерно 3 км. Уж не помню как речка называлась - она была спокойная и неглубокая с маленькини порожками, большими и маленькими камнями на дне. Берега были сильно заросшие и заваленные буреломом - гарантия что на берег не полезут. Ну речка как речка - скачешь по скользким камням по пороги в воде, особой остроты ощущений не испытываешь, пейзажей каких-то интересных тоже нет - вода и камни, да страшные заросшие берега. Однако этот СУ был у меня в планах до поездки на разведку в район посёлка Лендеры. Там я плотно общался с Алексеем Редреевым, корый давно живёт в Лендерах и раньше работал в леспромхозе. Он мне много показал и рассказал про свой район, но как оказалось, самой ценной была его фраза, когда я уже уезжал - "Будешь проезжать мимо - посмотри на речку Мотко - я её всю прошёл с удочкой - там красота неописуемая!" Я посмотрел. Надо сказать, что район там вообще красивый и ко всяким диковинным видам я уже привык, но то что я увидел произвело на меня сильное впечатление! Речка медленно течёт как бы в песчаном каньоне с высокими, почти отвесными осыпающимися песчаными берегами, с краёв которых свисает дерн, трава, а поскольку берега песчаные то и растут там в основном сосны и ели. Речка извивается в своих ярких бело-жёлтых берегах какими-то невообразимыми загагулинами - один поворот тут же сменяется другим, и порой даже меняет своё направление на противоположное. А дно представляет собой мягкий песок, иногда с галькой, иногда с илом. Глубина может резко меняться от 30 см до 3-х метров! И впридачу ко всему - по ней раньше сплавляли лес и поэтому вся она завалена сгнившими топляками, а иногда на пути попадаются целые "барикады" из застрявшего когда-то давно леса. Вот такая сказочная таинственная и загадочная река "Мотко".
Походил по руслу, задрав голову вверх и открыв рот, разглядывая свисающие берега я понял - такого ещё нигде не было! И это всё в естественных природных условиях - Карелия одним словом - не прибавить не отнять! Это то, что обязательно должно быть в "Карелия Трофи"! Я выбрал кусок реки от одного моста до другого - по карте это расстояние оценивалось примерно как 7 км, учитывая сильную кривизну. Здесь надо ехать и других мнений быть не может! Остался только один вопрос - как?
Я специально оставил Лагерь после этого СУ на прежнем месте, чтобы Участники могли максимально разгрузиться в Лагере и вернуться туда после прохождения СУ. А во время Дня отдыха рекомендовал заранее посмотреть СУ из-за повышенной сложности. Что многие Участни и поспешили сделать. Поглядев на всё это великолепие и поплавав в 3-х метровых ямах народ вернулся в лагерь в сильном волнении. Вопросов сразу родилось очень много, но все они к вечеру свелись к одному - "Как там ехать?", который и был задан Главному судье.
Атмосфера накануне старта была действительно напряжённая - появились даже разговоры о саботировании завтрашнего старта, но открыто это предложение никто не высказал. Я же придерживался такой позиции - никто никого не заставляет, да и не может заставить - если нет желания - не надо, участвуют только те, у кого есть интерес к этой авантюре, тем более что СУ действительно эксклюзивный - такого ещё нигде никогда не было! И многие меня поддержали. Перец (Валерий Пронин, экипаж №36) поздно вечером поймал меня у палатки, когда я уже собрался спать и сказал - "Ден, всё нормально, оставляй всё как есть, не надо ничего выдумывать! Мы лично собираемся завтра участвовать и проплыть эту речку! У нас есть секретное оружие - мы его сёдня уже испытывали. Ведь это как раз и есть приключение, как я это понимаю - есть задача и надо попытать её выполнить любыми способами, как угодно, но постараться что-то придумать и пройти! Так что не парься - завтра мы стартуем!" Примерно то же мне сказал Володя из Котлеты (Владимир Соболев) - "я сегодня не ходил на СУ - так не интересно. Завтра всё узнаем!" Квадрики были тоже на моей стороне, они вообще подготовились заранее - у них были сделаны шноркели - пластиковые трубы, которые вставлялись в специально выведенные вверх каналы, и они были полны решимости испытать свою конструкцию!
А между тем, в тот вечер у общего костра Муса с Татьяной готовили шашлык! О, как это было потрясающе вксно! 17 кг. свежего мяса, купленного на кануне, и неиссекаемая энергия Николая и Татьяны, позволили каждому оказаться на вершине блаженства в тот вечер! J
13 августа.
Итак, ответ на вопрос - "как ехать?" был дан в традициях КТ - "как хотите!". Разрешалось выезжать на берег в любом месте и двигаться по берегу для объезда глубоких мест. Дело в том, что зачастую там на берег выехать было просто невозможно - отвесные песчаные берега, поэтому где была возможность объезда по берегу - можно было ей воспользоваться. А чтобы Участники уж слишком не углублялись в лес от русла реки, Федя самоотверженно согласился плыть вместе с участниками к финишу и, таким образом, стал первым плавающим судьёй на трофи-рейдах!
В этот день всё медленно плыло вниз по течению… Плывущий судья, плывущие штурманы, плывущие зрители и фотоографы, медленно выплывающие из открытых окон пачки сигарет, карты, легенды и прочий немногочисленный шмурдяк, оставшийся в машинах, плавающие и подныривающие квадрики и на сладкое - плавающий УАЗ Перцев! С погодой как обычно повезло - ярко светило солнце и зрителям, собравшимся на берегу реки, глядя на всё это плывущее безобразие тоже хотелось искупаться. Старт дали в 13.00, но прошёл час, другой, третий, стало уже холодать, а лидеры заплыва ещё не преодолели и половины дистанции. Штурманов и пилотов уже трясло непрекращающейся мелкой дрожъю от холода, не помогали уже и согревающие напитки, а тут ещё техника начала по-маленьку умирать.
Технические проблемы начались прямо на старте. В 30 метрах от старта у Маркизов (№7) коротнул стартёр и вытащившись лебёдкой на относительно сухое место, они занялись его заменой. Следующим пострадал Павел Трухляев - не знаю какую роль там сыграла вода, но в результате Паша встал с отломанной рулевой сошкой. (Как они её потом в воде приваривали - это отдельная история, но я её рассказать не могу, потому как не присутствовал при этом, но очевидцы говорили, что действо впечатляло.)
А вообще на этом СУ было убито 2 движка (3L) - у Котлеты порвался ремень ГРМ, а HiLux №17 Володи Терентьева словил гидроудар. Многие останавливались на берегу, сливали воду из агрегатов, немного сушились и продолжали плыть дальше к финишу, который никак не хотел приближаться. Речка оказалась коварнее чем я думал - она петляла настолько сильно, что пройдя 2 км по руслу, от старта экипажи удалились всего на 800 метров! В итоге протяжённость СУ по некоторым оценкам составляла не заявленные 7 км, а не менее 14! Инна Мартьянова сказала, что поняла почему река называется "Мотко" - "её мотает постоянно потому что!" 8 часов контрольного времени заканчивались, а до финиша оставалось ещё столько же. Первой шла Котлета, но она попросила эвакуацию - порвался ремень ГРМ, её догнал и обогнал Хайлакс №33 (Лев Колмовский/Виталий Давыдов), следом за ним плыл второй петрозаводский Хайлакс №17 (Владимир Терентьев/Дмитрий Дорогин), но у них загорелась проводка и им пришлось заглушить двигатель. Их догнал УАЗ №38 (Валерий Пронин/Сергей Зуев) и вытащил их на берег, но машину реанимировать так и не удалось, а потом оказалось, что умер двигатель - гидроудар. Следом, периодически сливая воду из двигателя, но всё же ехал ещё один петрозаводский экипаж - Илья Троицкий/Иван Ефремов на модернизированном ГАЗ-69. За ними, поменяв стартёр, продолжали заплыв Маркизы (№7), следом плыл ещё один УАЗ №19 (Елена Алямовская/Дмитрий Алямовский) и замыкали заплыв Павел Трухляев/Сергей Кислинков на Дайхатсу Рокки (по крайней мере так это называлось в заявочном бланке). Когда закончилось контрольное время, было принято решение закрыть СУ, а места распределись по принципу "кто дальше заплыл" - так что в этом порядке Экипажи и "финишировали".
К моменту закрытия СУ, когда машины начали выползать на берег и промокшие участники стали переодеваться в сухую одежду, начался такой сильный ливень, что разницы никакой не было - вылез ты из речки или всё ещё плаваешь! Водная стихия никак не хотела отпускать сухопутных обитателей.
Закончился кульминационный, по настоящему экстремальный СУ КТ2005.
Напряжённо работала служба эвакуации, вытаскивая одну за другой умершие джипы на берег, а в лагере у костра уже бурно обсуждалось недавнее приключение. "Сегодня мы установили абсолютный рекорд по заплыву на джипах - как мы ещё не плавал никто!" - основная фраза, звучащая в лагере. Перец как всегда выразительно описывал, как они проходили поворот с глубокой ямой на дне - "Мне зрители с берега кричат - туда не надо, там Котлета утонула, разворачивайся, назад! Я говорю - посрать! Шрек, плывём прямо!!! И проплыли! А там брёвнами всё завалено, надо пилить. Они мне опять кричат - пила в воде не будет пилить! А я говорю - посрать! Будет пилить!!! И пилила же!"
Кстати о "секретном оружии" Перца. Оружие это называлось - "сиськи" J Они привязали несколько камер к кенгурятнику своего УАЗа и таким образом переплывали глубокие ямы. Были моменты, когда Шрек (штурман - Сергей Зуев) хватался за кенгурятник и поворачивал машину на плаву, направляя её в нужном направлении!
Та же идея была и у квадроциклистов. Они привязали камеры спереди и сзади, а на багажниках укрепили длинные доски, с привязанными по краям пустыми пластиковыми канистрами - это придавало устойчивость на плаву и не позволяло квадру переворачиваться.
Как они плыли - вот здесь вот Дрёма рассказывал: http://wwwboards.auto.ru/quad/2293.html
Утро 14 августа было поздним. Накануне было решено, что остаёмся в этом лагере ещё на одну ночь, поскольку сюда притащили эвакуированные машины и они остаются здесь чтобы чиниться и удобнее было сегодня никуда не переезжать, а завтра поехать прямо на старт последнего СУ9. В Легенде на 14 августа значился Доп2 "Экспедиция СУНА". "Доп" - означает дополнительный участок, который по необходимости можно сделать зачётным, а так это просто движение в свободном порядке без учёта времени прохождения.
"Экспедиция СУНА" - родилась как соединительное звено между лагерем L5 на озере Соймиярви и СУ9 на горе Воттовара. Эти две точки разделены рекой Суна - эта знаменитая река средней и южной части Карелии уже не раз встречалась в трофи-рейдах "Карелия Трофи". Например, в прошлом году первый квалификационный СУ проходил как раз через эту реку - по порогу "Поор-порог", через вырубленный в скале канал для сплава леса. На ней же находится и знаменитый водопад "Кивач". В общем река глубокая и брод через неё не возможен. Ближайший мост давно сгнил и рухнул, а действующий мост есть только на "государственной" дороге, которая петляет вдоль ж/д и представляет собой размытую и просевшую грунтовку с торчащими из неё брёвнами и камнями. Очень не хотелось делать перегон в 60 км. по этой "трассе" чтобы пересечь Суну по мосту. Выход был найден - это порог Сарикоски, находящийся в 500 метрах от разрушенного моста. Какой шикарный шанс пересечь Суну вброд по порогу - впервые, до нас никто по этому порогу не ездил! И ничего надуманного - просто действительно надо проехать и мы нашли способ проехать - свобода передвижения в действии! J 4х4 форевер! J Хотя теперь, поскольку лагерь мы оставили на прежнем месте, нам всё равно после этой экспедиции через Суну пришлось пилить эти 60 км по грунтовке обратно, а на следующий день опять эти же 60 км - до старта СУ9, поскольку штурмовать Суну второй раз уже не было времени. Красивое решение маршрута умерло, но зато сама "Экспедиция Суна" пошла на ура! В очередной раз, как в случае с "экскурсией" в заброшенную деревню Остров на дне отдыха, большинство сошлось во мнении, что как же это клёво когда нет секундомера и все едут вместе и наслаждаются путешествием, компанией и природой! Хотя опять же "спортсменов" с нами не было - они как им и положено восстанавливали свои машины в лагере. Ну а здесь сбылась ещё одна моя старая мечта - совместное строительство моста! По пути к Суне на заброшенной лесовозной дороге попался провалившийся мост. В принципе можно было идти вброд, что и доказали несколько джипов, одна НИВА и кавдроциклы, но решение большинства было - "будем строит мост!" и дружно начали строить. Загляденье!
Ну а потом был красочный брод через порог Сарикоски, крутой подъём на берег, где у нашего судейского Патруля срезало шпильку на лебёдке и его вытаскивали на берег заботливые участники J, спонтанный общий ужин прямо на дороге на финише "Экспедиции Суна" и ночная дорога в лагерь. Вернулись поздно, уставшие, но жутко довольные собой и друг другом!
16 августа.
Утром попрощались с Володей - штурманом из Котлеты (Мирон уехал, сразу же как загнулась Котлета) - они уже собрались и направлялись обратно в Питер. Жалко было расставаться - хорошие ребята!
Последний решающий СУ9. Действительно - решающий! У лидеров - Павла Трухляева и Перцев было одинаковое количество очков, следом, с небольшим отрывом шёл Лев Колмовский. Да, какая неожиданная интрига получилась сама собой.
СУ9 назывался в честь знаменитой горы Воттовара - горы духов или "смерть-горы" как её некоторые называли. Она - самая высокая в центральной Карелии - 417 метров. На вершине есть много чего интересного, например "сейды" - культовые каменные сооружения древних саамов.
(В Инете дофига ины про неё, например вот: http://gov.karelia.ru/Power/Committee/Sport/Regions/mue.html)
Старт был дан на склоне горы, в Легенде никакого описания, как обычно - только точка финиша. По прямой от старта до финиша около километра, но по прямой конечно же не проехать, к тому же перепад высоты метров 100, так что как всегда - ориентирование на местности! Натренированные за 9 прошедших дней и привыкшие к подобным "выкрутасам", большинство Участников довольно быстро нашли верный маршрут и уверенно двигались к финишу. Первыми, как уже не раз было на подобных СУ приехали Маркизы. Как всегда восторженные и счастливые, принялись делиться впечатлениями и фотографироваться на фоне потрясающего вида, который открывался из точки финиша. Впрочем, и другие участники не упустили шанс заполучить в свой фотоальбом эксклюзивные снимки с горы Воттовара. Ещё раз убеждаюсь - правильные джиперы едут в Карелию - они всегда находят время чтобы осмотреться и насладиться красотой карельской земли!
Не осматривались и не наслаждались, похоже, только лидеры. Перец приехал на финиш первым, но поскольку стартовал раньше, радоваться было ещё рано - у Паши было в запасе ещё 15 минут чтобы выиграть. Однако напряжённое ожидание закончилось ничем - Паша не приехал ни через 15 минут, ни через 20, ни через 5 часов, когда истекло контрольное время. Технические проблемы не позволили постоянному участнику "Карелия Трофи" в этот раз стать двукратным победителем КТ.
Легендарный Володя Кульнев на Unimog-е опять за работой - эвакуирует не доехавших до финиша. А у остальных есть время чтобы забраться на самую вершину древней горы Воттовара и узнать наконец, что же такое эти "сейды".
Трофи-рейд завершён. Ещё нет понимания, что всё закончилось, потому что ещё столько надо сделать - завтра награждение на площади, надо успеть подготовиться к официальному финишу, подписать все дипломы и благодарности, а перед этим ещё надо добраться до города, причём раньше всех!
Если дорога из Петрозаводска в первый Лагерь не обошлась для нас без приключений, то можно было не сомневаться, что дорога обратно лёгкой тоже не будет. Так и оказалось. Выехали мы поздно ночью, с расчётом, что утром будем в городе, но не получилось. На 20-м километре нашего путешествия, проезжая в полной темноте деревню Гимолы, прокололи колесо на прицепе с квадроциклом. Запаска конечно есть - 35-й Гудрич на крыше Патруля. Пошли по деревне в поисках чего-нибудь и вдруг наш врач Григорий Данилов разглядел в темноте какой-то сгнивший "Москвич" у забора - вот что значит глаза хирурга! Разбудили мужика, живущего рядом и за 350р. и недопитую бутылку водки купили у него колесо с этого "Москвича". Правда так и не знаю - его это был "Москвич" или нет. J Ну, так или иначе, поменяв на прицепе колесо, продолжили движение. После многодневного недосыпа, приходилось останавливаться, чтобы не уснуть во время движения, сменяли друг друга… ехали в итоге 10 часов! Нелёгкий путь домой.
Спасибо всем отважным Участникам и помощникам! Это было по-настоящему клёвое приключение, даже не верится что мы это сделали!
Теперь надо придумывать что-то ещё более крутое на следующий год, что бы переплюнуть прошедшую "Карелию"…
Фотографии - участников трофи-рейда "Карелия Трофи 2005".
|